Кхенце Вангпо

Биография Ламы Джамьянг Кхенце Вангпо

Пятым Королем-Тертоном был Джамьянг Кхенце Вангпо (тиб. འཇམ་དབྱངས་མཁྱེན་བརྩེའི་; 1820—1892 гг.). Кхенце Ринпоче — сочетание Вималамитры и Трисонга Децэна, а также три­надцатое перерождение Гьялсе Лхардже. В каждом из этих перерож­дений он был Тертоном.

Джамьянг Кхенце Вангпо
Джамьянг Кхенце Вангпо

Великий Мастер Тхангтонг Гьялпо сказал в своем пророчестве:

Через семьсот лет в Докаме, в год дракона
Появится как призрачная личность
Йогин, неотличимый от меня
И наделенный пятью качествами.
Он будет сыном Га,
Держателем Осознавания Ньо.
Его элемент — железо, и у него будут признаки воина.
Его благословит Пема Гьялпо,
Он получит имя Донга Лингпа
И будет одарен семью последовательностями
Наставлений для передачи.
Его благословит Вималамитра,
Он получит имя Осэл Трулпа Дордже.
Его благословит владыка, эманация Манчжушри,
И он получит имя Чоки Шеньен.

Экаджати
Экаджати

Рождение Кхенце Ринпоче сопровождалось различными чудесны­ми знаками. Он появился на свет 15 июля 1820 года в деревне Терлунг Тинго, в Докаме. Его отцом был Трунгчен Ринчен Вангьял из рода Ньо, а матерью Сокза Сонамцо. О нем с малых лет заботились Владыка изначального познания (Джнянанатха) и защитница Экаджати, и у него появлялись воспоминания о своих прежних жизнях.

Лама Кхьенце Вангпо
Лама Кхьенце Вангпо

Кхенце Ринпоче стремился получить посвящение в духовный сан еще в детском возрасте. Он без труда научился чтению и письму и усваи­вал книги, лишь просмотрев их один раз. Когда ему было восемь лет, Кхенце Ринпоче очень тяжело заболел.

Гуру Ринпоче
Гуру Ринпоче

Ему явились Гуру Падмасамбхава и Йеше Цогьял, даровали посвящение и благословили его в мандале Ваджракилайи. Получив их наставления, Кхенце Ринпоче одержал победу в битве с препятствиями. В возрасте пятнадцати лет он посетил в чистом видении девятиэтажную пагоду в Ваджрасане, там, где достиг Просветления Будда Шакьямуни.

Гуру Ринпоче и Еше Цогьял в позе яб-юм
Гуру Ринпоче и Еше Цогьял в позе яб-юм

Кхенце Ринпоче поднимался с этажа на этаж, и на предпоследнем встретился с вели­ким Мастером Манчжушримитрой в облике Пандиты, окруженного книгами. Кхенце Ринпоче с преданностью поклонился и начал молиться, а Манчжушримитра взял слева от себя книгу и показал ее. Это был трактат на санскрите «Стихотворное изложение Запредель­ного совершенства мудрости». Он возложил книгу на голову Кхенце и сказал:

«Это полная передача всех диалектических Учений».

Гуру Манджушримитра
Гуру Манджушримитра

Затем Манчжушримитра взял книгу справа от себя и показал ее. Она назы­валась «Великое Совершенство, тантра Зеркала сердца Ваджрасаттвы». Манчжушримитра возложил книгу на голову Кхенце и про­изнес:

«Это полная [передача] слов, смысла и благословений Колесницы Тайной мантры нерушимой реальности в целом, и передача трех разделов Великого Совершенства в частности».

После этого Манчжушримитра дал пророчества и растворился в свете, который исчез в теле Кхенце Ринпоче. На некоторое время он погру­зился в неконцептуальное созерцание, а затем оказался снаружи храма. Перед дверью пылал сильный огонь, и Кхенце Ринпоче вошел в него, не в силах сопротивляться. Его грубое тело сгорело дотла, и он преобразился в сияющее тело света, с мыслью:

«Я — Вималамитра».

В другом видении он встретился с Владыкой бессмертия (Буддой Амитаюсом) и его духовной супругой и получил от них необычные методы достижения.

В возрасте шестнадцати лет на рассвете 6 мая 1835 года Кхенце Ринпоче отправился в чистом видении в сферу Дворец Лото­сового света. Там, на величественной горной цепи, он встретил среди удивительно белых облаков Гуру Сарорухаваджру, которого окру­жало собрание дакиней. Гуру благословил его, даровал символичес­кое посвящение и вдохновил Кхенце Ринпоче своими предсказания­ми.

Затем он сказал:

Не пачкаться объектами цепляния,
Не мараться цепляющимися мыслями,
Поддерживать обнаженное осознавание и пустоту —
Такова цель всех Будд!

Затем Гуру и его свита растворились в Кхенце Ринпоче, который почувствовал, что сущность Гуру неразделимо слилась с его умом. Он испытал великий восторг и стал сосредоточенно молиться Гуру Падмасамбхаве.

Когда Кхенце Ринпоче было двадцать лет, дакини изначального познания вручила ему ящик с Сокровищем. В нем находился один из циклов Учения Великого Сострадающего и останки двадцати одного брамина. В Дамшо Ньингдрунге он открыл Терма «Цикл методов достижения четырех тел Гуру» (тиб. blа-та sku-bzhi’i sgrub-thabs-kyi skor) и реликвии, появившиеся из зуба Гуру Падмасамбхавы. Эти Сокровища достал для Кхенце Ринпоче и поднес ему защитник Ньенчен Тхангла.

Защитник Ньенчен Танглха
Защитник Ньенчен Танглха

Несмотря на свое положение Тулку и принадлежность к аристократическому и богатому роду Кхенце Ринпоче был полно­стью свободен от высокомерия. Перенося великие лишения, он учился почти у ста пятидесяти Мастеров Центрального Тибета, Цанга и Кхама. Он в совершенстве овладел десятью науками, в которые вхо­дят искусство, медицина, грамматика, логика и другие дисциплины. Кхенце Ринпоче изучил:

  • Винайю,
  • «Сокровищницу Абхидхармы»,
  • философию Мадхьямики и
  • Учения Праджняпарамиты.

Он полнос­тью получил передачи всех школ и традиций, в том числе:

  • Учения «Тайного ядра Магической сети»,
  • тантр Калачакры,
  • Чакрасамвары,
  • Хеваджры,
  • Гухьясамаджи и
  • другие Учения.

Кхенце Ринпоче посвя­тил изучению различных аспектов знания тринадцать лет своей жизни, и он мог давать подробные объяснения по каждой философ­ской системе. В возрасте двадцати одного года он получил полное посвящение в духовный сан у Ригдзина Зангпо, Наставника из Орджен Миндролинга.

Сакьяпа Дордже Рингчен
Сакьяпа Дордже Рингчен

У Сакьяпы Дордже Ринчена и других Мастеров Кхенце Ринпоче получил обеты порождения Бодхичитты в соответствии с традициями великих Учителей Нагарджуны и Асанги. Великий Тертон обнаружил множество Сокровищ, а вместе с Мастером Чогьюром Лингпой он открыл такие Терма, как «Четыре цикла мето­дов достижения Гуру» (тиб. bla-sgrub skor bzhi-ka), «Три раздела Великого Совершенства — сердечная сущность Вайрочаны» (тиб. bai-ro’i thugs-thig rdzogs-chen sde-gsum) и другие Учения.

В 1848 году, когда Кхенце Ринпоче поклонялся в Самье образу Гуру Сарорухаваджры (это Сокровище обнаружил великий Тертон Ньянг Рал Ньима Озер), образ превратился в Сарорухаваджру. Он благословил Кхен­це Ринпоче и дал ему указание, которое помогло открыть Терма «Цикл Учения сердечной сущности Сарорухи, тайное достижение среди трех циклов о методах достижения Гуру» (тиб. blа-sgrub skor-gsym-gyi gsang-sgrub mtsho-skyes snying-thig-gi chos-skor).

В 1855 году, когда Кхенце Ринпоче выполнял ритуалы одной из форм Белой Тары, она явилась ему в видении, произнесла свою мантру из десяти слогов и благословила его.

В 1859 году перед Кхенце Ринпоче появился Гуру Падмасамбхава в облике Тертона Сандже Лингпы, дал ему том Уче­ний и благословил его. Благодаря этому чистому видению в уме Кхенце Ринпоче появились ясные картины жизней Тертонов, а также их Учения Терма. Так он получил полномочия наследника этих наставлений. Дакини изначального познания вручали ему свитки жел­того пергамента, которые скрыли заново Тертоны прошлого, и Кхенце Ринпоче расшифровал их. В этот период времени Гуру Падмасамбхава являлся ему собственной персоной или в облике разных Тертонов и даровал свои благословения.

Кхенце Ринпоче дал средства на создание примерно двух тысяч золотых и медных образов, представляющих Тело Будды; опублико­вал около сорока томов текстов и напечатал или переписал около двух тысяч томов, представляющих Речь Будды. Великий Мастер также построил более ста ступ из золота и меди, представляющих Ум Будды, в том числе, великую ступу в Лхундруб Тенге, Он воздвиг тринадцать храмов, в которых проводились ежедневные церемонии и ритуалы по особым датам. У Кхенце Ринпоче было бесчисленное множество учеников, включая всех Держателей Учений и великих Мастеров школ Ньингма, Кагью, Сакья, Гелуг, а также последователей тради­ции Юнгдрунг Бон. Свободный от восьми мирских забот, Кхенце Ринпоче помогал людям и низкого, и высокого положения разорвать цепи надежды и страха.

Он встречался в обычной жизни, в снах и в видениях с великими Мастерами Индии и Тибета, мирными и гнев­ными божествами и разными дакинями. Кхенце Ринпоче ушел на семьдесят третьем году жизни, 18 апреля 1892 года. В этот день он даровал множество благословений, а затем погрузился в созерцание и покинул физическое тело. После этого его эманация на горе Утайшан проявила одновременно собрание пяти тел. В облике нескольких Кхенце Ринпоче последний Король-Тертон продолжал и продолжает непрестанно вершить просветленные деяния на благо Учения и жи­вых существ.

По материалам сайта традиции Чоклинг Терсар
Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s