Шакья Шри

Шакья Шри ДжнанаВеликий Йогин

Шакья Шри ДжнанаВеликий Йогин Друбванг Шакья Шри (Drubwang Shakya Shri) был воспитан в монастыре Друкпа Кагью (Drukpa Kagyü), его главными мастерами в этой традиции были Кхамтрул Тэнпе Ньима (Khantrul Tenpé Nyima) и лама Друбванг Цокньи (Drubwang Tsoknyi). Позже он встретил Джамьянга Кьенце Вангпо (Jamyang Khyentse Wangpo), от кого Шакья Шри получил учения Дзогчен.

Линия передачи ордена Шакья Шри
Линия передачи ордена Шакья Шри

Друбванг создал для медитации лагерь в Кьипуке (Khyipuk), Центральный Тибет, который собрал пол своими стенами до 700 учеников-последователей, которые жили и практиковали Дхарму в простых палатках и в пещерах у холма, центр славился своей строгой дисциплиной и ревностной практикой Махамудры и Дзогчена в медитации. Ученикам Шакья Шри были Лама Сонам Зангпо (Sönam Zangpo) дед Дзонгсара Кьенце Ринпоче (Dzongar Khyentse Rinpoche).

Последователи и потомки Йогина Шакья Шри

Линия приемственности Шакья Шри в Дхарме была консолидирована и поддержана в основном его детьми:

1) Пакчок Дордже (Pakchok Dorje), он же более известен как Пакчок Ринпоче ( Pakchok Rinpoche) (1893-1943), его 5-й сын, который считался эманацией Джамьянга Кьенце Вангпо

2) Церинг Ринчен, сын

3) Нгаванг Чойинг, сын

4) Падма Лхамо (ака Апэ, Apé), дочь, которая вышла замуж за 7-го Другу Чогьяла Ринпоче (1886-194?)

5) его младшая дочь вышла замуж за 10-го Гьлванга Друкчена (Gyalwang Drukchen, Jikmé Mipham Chöwang (1884-1930)).

Сочинения Шакья Шри

Шакья Шри Джана (Shskya Shri Jñana), — ‘Жизненная сущность’ в Квинтэссенции Дзогчен, переводчик и составитель: Эрик Пема Кунсанг и Марсия Биндер Шмидт (Боднатх, Гонконг & Esby: Рангджунг Еше, 2006), стр. 27-36.

Рождение Шакья Шри

Шакья Шри родился в 1853, в год водной коровы в провинции Кхам в семье кочевников. Его отца звали Хапи Донден ( Нару Donden) и его мать была Ньямцо Дрон. У него также был дядя по имени Пэнца.

Как ребенок, Шакья Шри говорят, был тихий и склонный к практике дхармы. Он  часто использовал грунт и галька в качестве объектов подношения, иногда сидя на поднятых каменных плитах в позе махамудры, практикуя медитацию. В других случаях, он действовал так, как если бы даровал учения для его товарищей по играм. Согласно легенде, когда Шри Шакья было около четырех лет, красивая женщина-йог явилась его родителям и сказал им, что ребенок родился от дакини (ḍākinī).

Говорят, что он был сочувствовал и был внимателен к страданиям других людей и часто его можно было видеть в слезах, увидевши других людей в нищете. В результате влияния его сострадание, он часто посвящал положительные результаты своей практики на их пользу.

Будучи еще очень молодым человеком Шакья Шри работал поваром в Другу, в монастыре традиции Друкпа Кагью, в области Чамдо. Когда его кухонные обязанности были выполнены, он садился возле очага и делать свою практику, привязав себя за волосы к потолку так, чтобы не смог заснуть. Однажды он попал на высокое посвящение, Шакья Шри подавал чай первому Цокньи, Пема Дримэ Озеру (род. в 1828), который считался реинкарнацией обоих: Речунг Дордже Дракпы (1085-1161) и Ратна Лингпы ( 1403-1479). Шакья Шри пытался слушать учение, и привлек внимание некоторых монахов в зале, которые смеялись над ним, говоря: “длинноносый племянник Пэнцы должен вернуться к своей кухне.” Лама Цокньи (Tsoknyi) возразил, что они не должны издеваться над ним, так как в будущем будут желать хотя бы капельку его мочи.

Будучи пострижен в монахи в Другу, Шакья Шри брал уроки Махамудры (Mahāmudrā) у шестого Кхамтрула, Тенпаи Ньима (1819-1907), который стал его «коренным учителем». Он также получал посвящения в учения Дзогчен от Джамьянга Кьенце Вангпо (1820-1892).

Впоследствии он отказался от своей клятвы и, в течение многих лет он практиковал в отдаленных горных пещерах области Кхама вместе со своей супругой Чозанг Долма (Chozang Dolma)  и детей. У него было десять детей: четыре дочери и шесть сыновей; один из сыновей был назван Нгаванг Чойинга, и еще, был другой — его звали Пакчок Дордже (‘phags mchog rdo rje, 1893-1943), он был опознан, как эманация ума Джамьянга Кьенце Вангпо. Насмешливые монахи в то время называли его: “грязный йог с большой семьей.”

Его репутация сильно поднялась вверх, когда у его пещеры появился шестой Дечен Чокхор Йонгдзин Шеджа Кункхьен (Chokhor Yongdzin, Sheja Kunkhyen)Ю который получал учения у Шакья Шри. Йонгдзину было видение в котором он увидел мандалу из тринадцати божеств Чакрасамвары (Cakrasaṃvara), что указывали по направлению к пещере Шакья Шри. Спросив, кто обитает в пещере, ему рассказали о проживании в ней “грязного йогина.” Он пригласил Шакья Шри проверить его йогическую силу, и был поражен его достижениями, и  даровал ему звание Друбванг (sgrub dbang).

Во время его первой встречи с Джу Мипам Гьяцо (1846-1912) в Гатра Гури, Шакья Шри посещал молитвенные церемонии, где присутствовало около пятисот монахов. Согласно житию, на рассвете, он увидел в видении Манджушри (Mañjuśrī), оранжевого цвета, с четырьмя руками, держащего меч в одной руке, и лук, стрелу, и книгу в другой. Он проверил это видение и спустя некоторое время понял, что этим видением Манджушри был никто иной, как Мипам Гьяцо. Он получил дальнейшие учения от него, а конкретно Пэл Кунту ЗангпоиМонлам, они оба сидели вместе, ведя общение в течение пятнадцати дней. Мипам Гьяцо стал сам учеником Шакья Шри и назвал его Шакья Шриджнана (Śākya Śrījñāna), в имени указано его глубокое понимание Взгляда Дзогчен.

Слава о Шакья Шри была огромной и неизмеримой, и ученики собирались около него, подобно пчелам, собирающим нектар, со всего Гималайского региона, в том числе из Бутана. Среди его учеников были такие известные ламы как:

Сонам Зангпо  1892-1983), сын Тронгса Понлоб Джигме Намгьяла, и брат первого короля бутана; Лама Рабзанг Монлам (1879-1945.); Кунлха Тендзин (Kunlha Tendzin); Сонам Гьялцен; Тендзин Нгаванг Гьяцо (1883-1966), и десятый Друкчен Мипам Чокьи Вангпо (1884-1930).

Он останавливался в местах известных как Падмако (Padmako) и Кхенпаджонг (Khenpajong) в Бутане, а также Сиккиме и Непале. В Непале, он спонсировал реконструкцию ступы Сваямбунатх и Боуданатх (Boudanath) и Намо Будда. Эти проекты были завершены позже его сыновьями.

В конце своей жизни, не смотря на старость и преклонный возраст он продолжает учить, Шакья Шри предсказал своим ученика заранее, что пришел час его перейти в нирвану, и показал признаки заболевания вскоре после этого. Когда его дети и ученики предлагали ему лекарство и молитвы-благопожелания для него, чтобы он смог жить дольше, Шакья Шри отвечал, что пока что медицина и молитвы в конечном счете не будут иметь никакого значения, но они могут продолжать.

Шакья Шри скончался в 1919 году, в год овцы. Говорят, что он проявил радужное тело, преобразуя свое тело в свет.

Его ученик Сонам Зангпо отредактировал несколько томов его учений.


Джагар депутат парламента, Национального совета Бутана.

Опубликовано: май 2011