Шакья Шри ДжнанаВеликий Йогин
Шакья Шри ДжнанаВеликий Йогин Друбванг Шакья Шри (Drubwang Shakya Shri) был воспитан в монастыре Друкпа Кагью (Drukpa Kagyü), его главными мастерами в этой традиции были Кхамтрул Тэнпе Ньима (Khantrul Tenpé Nyima) и лама Друбванг Цокньи (Drubwang Tsoknyi). Позже он встретил Джамьянга Кьенце Вангпо (Jamyang Khyentse Wangpo), от кого Шакья Шри получил учения Дзогчен.
Друбванг создал для медитации лагерь в Кьипуке (Khyipuk), Центральный Тибет, который собрал пол своими стенами до 700 учеников-последователей, которые жили и практиковали Дхарму в простых палатках и в пещерах у холма, центр славился своей строгой дисциплиной и ревностной практикой Махамудры и Дзогчена в медитации. Ученикам Шакья Шри были Лама Сонам Зангпо (Sönam Zangpo) дед Дзонгсара Кьенце Ринпоче (Dzongar Khyentse Rinpoche).
Последователи и потомки Йогина Шакья Шри
Линия приемственности Шакья Шри в Дхарме была консолидирована и поддержана в основном его детьми:
1) Пакчок Дордже (Pakchok Dorje), он же более известен как Пакчок Ринпоче ( Pakchok Rinpoche) (1893-1943), его 5-й сын, который считался эманацией Джамьянга Кьенце Вангпо
2) Церинг Ринчен, сын
3) Нгаванг Чойинг, сын
4) Падма Лхамо (ака Апэ, Apé), дочь, которая вышла замуж за 7-го Другу Чогьяла Ринпоче (1886-194?)
5) его младшая дочь вышла замуж за 10-го Гьлванга Друкчена (Gyalwang Drukchen, Jikmé Mipham Chöwang (1884-1930)).
Сочинения Шакья Шри
Шакья Шри Джана (Shskya Shri Jñana), — ‘Жизненная сущность’ в Квинтэссенции Дзогчен, переводчик и составитель: Эрик Пема Кунсанг и Марсия Биндер Шмидт (Боднатх, Гонконг & Esby: Рангджунг Еше, 2006), стр. 27-36.
Рождение Шакья Шри
Шакья Шри родился в 1853, в год водной коровы в провинции Кхам в семье кочевников. Его отца звали Хапи Донден ( Нару Donden) и его мать была Ньямцо Дрон. У него также был дядя по имени Пэнца.
Как ребенок, Шакья Шри говорят, был тихий и склонный к практике дхармы. Он часто использовал грунт и галька в качестве объектов подношения, иногда сидя на поднятых каменных плитах в позе махамудры, практикуя медитацию. В других случаях, он действовал так, как если бы даровал учения для его товарищей по играм. Согласно легенде, когда Шри Шакья было около четырех лет, красивая женщина-йог явилась его родителям и сказал им, что ребенок родился от дакини (ḍākinī).
Говорят, что он был сочувствовал и был внимателен к страданиям других людей и часто его можно было видеть в слезах, увидевши других людей в нищете. В результате влияния его сострадание, он часто посвящал положительные результаты своей практики на их пользу.
Будучи еще очень молодым человеком Шакья Шри работал поваром в Другу, в монастыре традиции Друкпа Кагью, в области Чамдо. Когда его кухонные обязанности были выполнены, он садился возле очага и делать свою практику, привязав себя за волосы к потолку так, чтобы не смог заснуть. Однажды он попал на высокое посвящение, Шакья Шри подавал чай первому Цокньи, Пема Дримэ Озеру (род. в 1828), который считался реинкарнацией обоих: Речунг Дордже Дракпы (1085-1161) и Ратна Лингпы ( 1403-1479). Шакья Шри пытался слушать учение, и привлек внимание некоторых монахов в зале, которые смеялись над ним, говоря: “длинноносый племянник Пэнцы должен вернуться к своей кухне.” Лама Цокньи (Tsoknyi) возразил, что они не должны издеваться над ним, так как в будущем будут желать хотя бы капельку его мочи.
Будучи пострижен в монахи в Другу, Шакья Шри брал уроки Махамудры (Mahāmudrā) у шестого Кхамтрула, Тенпаи Ньима (1819-1907), который стал его «коренным учителем». Он также получал посвящения в учения Дзогчен от Джамьянга Кьенце Вангпо (1820-1892).
Впоследствии он отказался от своей клятвы и, в течение многих лет он практиковал в отдаленных горных пещерах области Кхама вместе со своей супругой Чозанг Долма (Chozang Dolma) и детей. У него было десять детей: четыре дочери и шесть сыновей; один из сыновей был назван Нгаванг Чойинга, и еще, был другой — его звали Пакчок Дордже (‘phags mchog rdo rje, 1893-1943), он был опознан, как эманация ума Джамьянга Кьенце Вангпо. Насмешливые монахи в то время называли его: “грязный йог с большой семьей.”
Его репутация сильно поднялась вверх, когда у его пещеры появился шестой Дечен Чокхор Йонгдзин Шеджа Кункхьен (Chokhor Yongdzin, Sheja Kunkhyen)Ю который получал учения у Шакья Шри. Йонгдзину было видение в котором он увидел мандалу из тринадцати божеств Чакрасамвары (Cakrasaṃvara), что указывали по направлению к пещере Шакья Шри. Спросив, кто обитает в пещере, ему рассказали о проживании в ней “грязного йогина.” Он пригласил Шакья Шри проверить его йогическую силу, и был поражен его достижениями, и даровал ему звание Друбванг (sgrub dbang).
Во время его первой встречи с Джу Мипам Гьяцо (1846-1912) в Гатра Гури, Шакья Шри посещал молитвенные церемонии, где присутствовало около пятисот монахов. Согласно житию, на рассвете, он увидел в видении Манджушри (Mañjuśrī), оранжевого цвета, с четырьмя руками, держащего меч в одной руке, и лук, стрелу, и книгу в другой. Он проверил это видение и спустя некоторое время понял, что этим видением Манджушри был никто иной, как Мипам Гьяцо. Он получил дальнейшие учения от него, а конкретно Пэл Кунту ЗангпоиМонлам, они оба сидели вместе, ведя общение в течение пятнадцати дней. Мипам Гьяцо стал сам учеником Шакья Шри и назвал его Шакья Шриджнана (Śākya Śrījñāna), в имени указано его глубокое понимание Взгляда Дзогчен.
Слава о Шакья Шри была огромной и неизмеримой, и ученики собирались около него, подобно пчелам, собирающим нектар, со всего Гималайского региона, в том числе из Бутана. Среди его учеников были такие известные ламы как:
Сонам Зангпо 1892-1983), сын Тронгса Понлоб Джигме Намгьяла, и брат первого короля бутана; Лама Рабзанг Монлам (1879-1945.); Кунлха Тендзин (Kunlha Tendzin); Сонам Гьялцен; Тендзин Нгаванг Гьяцо (1883-1966), и десятый Друкчен Мипам Чокьи Вангпо (1884-1930).
Он останавливался в местах известных как Падмако (Padmako) и Кхенпаджонг (Khenpajong) в Бутане, а также Сиккиме и Непале. В Непале, он спонсировал реконструкцию ступы Сваямбунатх и Боуданатх (Boudanath) и Намо Будда. Эти проекты были завершены позже его сыновьями.
В конце своей жизни, не смотря на старость и преклонный возраст он продолжает учить, Шакья Шри предсказал своим ученика заранее, что пришел час его перейти в нирвану, и показал признаки заболевания вскоре после этого. Когда его дети и ученики предлагали ему лекарство и молитвы-благопожелания для него, чтобы он смог жить дольше, Шакья Шри отвечал, что пока что медицина и молитвы в конечном счете не будут иметь никакого значения, но они могут продолжать.
Шакья Шри скончался в 1919 году, в год овцы. Говорят, что он проявил радужное тело, преобразуя свое тело в свет.
Его ученик Сонам Зангпо отредактировал несколько томов его учений.
Джагар депутат парламента, Национального совета Бутана.
Опубликовано: май 2011